Кабарлар 9 лет назад

Картины о кыргызах из «Туркестанской серии» В.Верещагина

В известную «Туркестанскую серию» русского художника Василия Верещагина входят несколько картин о быте кыргызов, живших во второй половине 19 века. В. Верещагин получил первую известность именно благодаря «Туркестанской серии», куда вошли 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка. Художника дважды, в 1867—1868 и 1869—1870 гг., посещал в Среднюю Азию или Туркестан (название этих территорий, принятое в царской России). В 1867 году по приглашению генерал-губернатора Константина Кауфмана художник в первый раз прибыл в Туркестан, где в то время проходили военные столкновения. Здесь Верещагин принял участие в боевых действиях. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. Длинный путь из Петербурга в Ташкент и многочисленные поездки по Туркестану в течение, примерно, девятнадцати месяцев Верещагин использовал для создания серии рисунков и этюдов масляными красками, изображающих жизнь народов Средней Азии, города и поселки, крепости и исторические памятники. В его альбомах запечатлены колоритные типы узбеков, таджиков, казахов, кыргызов, цыган, евреев, а также встречавшихся ему афганцев, индийцев, персов, китайцев - людей разного возраста и общественного положения. Живя в Ташкенте, Верещагин путешествовал и работал. Он ездил по территории Кыргызстана и Казахстана, вдоль китайской границы, дважды побывал в Самарканде, посетил Коканд. В 1869 — 1870 годах Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан: знакомится и изучает нравы и обычаи феодального Востока; в результате создает большую серию картин о Средней Азии. Кстати, одну из самых знаменитых своих картин «Апофеоз войны», где нарисована пирамида из черепов, Верещагин создал под впечатлением от поездки в Туркестан. Во время второго путешествия в Туркестан Верещагин особенно много работал в области живописи. Теперь он свободно владел звучными красками, красочной гармонией, легко и правдиво передавал пространство, световоздушную среду. Об этом свидетельствуют «Развалины театра в Чугучаке» и «Киргизские кибитки на реке Чу» (оба 1869-1870гг.). Выставка «Туркестанская серия» была показана на первой персональной выставке Верещагина в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 в Петербурге и Москве. В ходе выставки произошел конфликт между Верещагиным и правительственными кругами, которые приняли художника за «революционера». В итоге правительство решило не покупать его «Туркестанскую серию». Обида Верещагина была столь сильной, что он сжег три картины и до закрытия выставки уехал из Петербурга в длительное путешествие по Индии. Доверенному лицу он поручил продать туркестанскую серию при соблюдении покупателем ряда обязательных условий (неразрозниваемость серии, доступность картин для публики, сохранение их на Родине). После ряда перипетий туркестанские работы за очень высокую цену в 92 000 рублей приобрел купец Павел Третьяков и несколько позднее поместил их в своей знаменитой галерее в Москве. Большинство картин из «Туркестанской серии» описывают батальные сцены — эпизоды боевых столкновений царской армии с местным войском. Но несколько картин о кыргызах больше описывает быт народа и носят мирный характер. 1. «Юрты на берегу реки Чу»(1875) 2. «Внутренность юрты богатого киргиза»(1869 — 1870), материал: холст, масло. Размер 26 x 36 Государственная Третьяковская галерея 3. «Киргиз»(1870)портрет мужчины 4. «Киргизская девушка» Материал: бумага, карандаш. Государственная Третьяковская галерея «Киргизские кочевья» Материал: холст, масло. Государственный Русский музей 6. «Богатый киргизский охотник с соколом» (1871 г.) Холст, масло 113 х 72,2 Государственная Третьяковская галерея 7.«Наряд киргизки-невесты с головным убором, закрывающим лицо» (1869-1870)

Нету похожих статьей